Арпеджиатор
Арпеджиа́тор (англ. arpeggiator ) — функция, используемая в синтезаторах, музыкальных рабочих станциях и программах для создания музыки для автоматизированного исполнения арпеджио на основе аккордов или предопределённых комбинаций клавиш.
Содержание
Параметры арпеджиаторов
При помощи дополнительных элементов управления в различных арпеджиаторах могут устанавливаться параметры данного эффекта, такие как:
- скорость воспроизведения арпеджио,
- направление арпеджио (вверх или вниз),
- шаговый рисунок арпеджио (последовательность сдвигов шагов воспроизведения арпеджио),
- ритмический рисунок арпеджио (последовательность длительностей шагов арпеджио),
- использование глиссандо при воспроизведении,
- динамика арпеджио (затухающая, возрастающая),
- панорамирование звука (последовательность распределения шагов по каналам звуковоспроизведения),
и, возможно, другие параметры.
Аппаратные арпеджиаторы
Многие современные рабочие станции обладают несколькими арпеджиаторами, в частности, четырьмя арпеджиаторами оборудованы некоторые рабочие станции Korg [1] и Yamaha [2] , рабочие станции Roland Fantom [3] и Alesis Fusion [4] реализуют арпеджиаторы целиком программно, предлагая серию предконфигурированных наборов параметров арпеджио (пресетов).
В 1990-е годы выпущено несколько полностью автономных арпеджиаторов [5] , которые, получая на вход MIDI-сигнал, в зависимости от устанавливаемых пользователем параметров на лицевой панели, обеспечивали необходимые арпеджио на MIDI-выходе.
В рабочих станциях Korg Karma, M3 и Kronos арпеджиаторы реализованы как часть пакета алгоритмов Karma, обеспечивающего генерацию музыкальных фраз по ключевым параметрам, и формирование арпеджио в них лишь частный случай использования пакета [6] . Тем не менее, иногда функции Karma также называют арпеджиаторами [7] .
Программные арпеджиаторы
Многие компьютерные программы для создания музыки обладают встроенной функцией арпеджиатора. В частности, арпеджиаторами оборудованы Propellerhead Reason [8] , Cakewalk, Cubase. Также арпеджиаторы выпускаются как VST-плагины [9] .
Примечания
- ↑Ласкин К.Cинтезаторы компании Korg (рус.) . Звукорежиссёр (1999, № 8). Архивировано из первоисточника 8 июля 2012.Проверено 12 декабря 2010.
- ↑Magnus, NickYamaha Motif XS7 (англ.) . Sound On Sound (2007, October). Архивировано из первоисточника 8 июля 2012.Проверено 12 декабря 2010.
- ↑Bryce, DavidRoland Fantom (англ.) . Electronic Musician (2002, July). Архивировано из первоисточника 8 июля 2012.Проверено 21 декабря 2010.
- ↑Rowland, NicholasAlesis Fusion: Synth Workstation (англ.) . Sound On Sound (May, 2006). Архивировано из первоисточника 8 июля 2012.Проверено 21 декабря 2010.
- ↑Arpeggiator (англ.) . Synthesizer Wiki. Архивировано из первоисточника 8 июля 2012.Проверено 20 декабря 2010.
- ↑Фёдоров А.Korg Karma (рус.) . Музыкальное оборудование (Апрель 2002, № 4). Архивировано из первоисточника 8 июля 2012.Проверено 21 декабря 2010.
- ↑Бубеллов П. Особенности и предназначение рабочей станции Korg Karma (рус.) // Шоу-мастер. — 2002. — Т. 29. — № 2.
- ↑Johnson, DerekArpeggiators & Cool Techniques (англ.) . Sound On Sound (2005, January). Архивировано из первоисточника 8 июля 2012.Проверено 20 декабря 2010.
- ↑Catanya VST MIDI Arpeggiator Plugin (англ.) . Cubase Tutorials (26, March, 2010). Архивировано из первоисточника 8 июля 2012.Проверено 21 декабря 2010.
- Устройства обработки звука
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Арпеджиатор» в других словарях:
Reason (программа) — Propellerhead Reason Тип Синтезаторы, Аудиоредакторы Разработчик Propellerhead Software … Википедия
Propellerhead Reason — Тип Синтезатор, Аудиоредактор Разработчик … Википедия
Дисторшн — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Эквалайзер — 10 полосный эквалайзер в программе аудиопроигрывателе Эквалайзер (англ. equalize «выравнивать», общее сокращение «EQ»), темброблок устройство или компьютерная программа, позволяющая выравнивать … Википедия
Флаттер (акустика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Флаттер. Флаттером в акустике называют эффект порхающего эха в больших помещениях, размером 25 и более квадратных метра, когда имеются две параллельные гладкие стены, или потолок и пол, между… … Википедия
Вокодер — Структурная схема вокодера Вокодер (англ. voice coder кодировщик голоса) устройство синтеза речи на основе произвольного сигнала с богатым спектром. Изначально вокодеры были разработаны в целях экономии частотных ресурсов радиолинии системы связи … Википедия
Реверберация — Реверберация это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.[1] Иногда под реверберацией понимается имитация данного эффекта с помощью ревербераторов. Содержание 1 Обзор … Википедия
Компрессор аудиосигнала — Компрессор (от англ. «compress» сжимать, сдавливать) это электронное устройство или компьютерная программа, используемое для уменьшения динамического диапазона звукового сигнала, иными словами, компрессор позволяет сделать более… … Википедия
Октавер — (англ. Octaver) звуковой эффект или соответствующее устройство, добавляющее к сигналу его копию на октаву или две ниже или выше основного тона. Само обозначение «октавер» применяется преимущественно к обработке звука электрогитары.… … Википедия
Wah-wah — («вау вау», «квакушка», «квак») гитарный эффект, позволяющий динамически изменять тембр звука. Принцип работы По сути устройство является параметрическим фильтром, у которого с помощью педали изменяется центральная частота пика. Нередко в… … Википедия
Устройства >Арпеджиатор – новое слово в цифровой музыке
Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Сегодняшнюю статью хотелось бы такой актуальной теме как арпеджиатор. Что же это такое и зачем оно нужно?
Понятие арпеджио пришло к нам из итальянского языка. Означает оно один из способов как можно сыграть аккорды. Кроме совместного звучание аккорд может прозвучать и по отдельности, то есть разложенный по нотам, из которых он состоит.
Существует такая вещь, которая называется арпеджиатор. Она работает совместно с миди клавиатурой. Ее принцип заключается в создании новых ритмических фигур с помощью заранее установленной формы. Программа разложит звучащие вместе ноты на отдельные нотки.
Оборудование содержит много различных специальных эффектов. Они аналогичны по своим выполняемым функциям средствам миди клавиатуры. С помощью уникального прибора, возможно, создать очень много партий различных инструментов. Точно так же просто вы сможете добавить варианты различных разложенных аккордов, имеющихся в библиотеке арпеджиатора. Эти аккорды могут быть добавлены уже в готовую музыку.
Арпеджиатор является составной части секвенсоров. Они хорошо известны среди цифровых музыкантов. Используются они как приборы позволяющие структурировать ноты, расположенные последовательно. Он с легкостью составит ряд из одной ноты. Вы можете изменять высоту этой последовательности , настраивая все ноты по отдельности.
Работа программы основана на том, что она позволяет создавать партии, которые все время повторяются, и остаются практически неизменными на протяжении всей мелодии.
Программа позволит вам транспонировать мелодию и изменять октаву, в которой будет звучать ваша музыка. Эти два параметра отлично могут изменить высоту ноты, над которой вы работаете. Параметр октава позволяет изменять высоту в пределах двух октав как вниз, так и вверх. С параметрами транспонирования вы будете успешно понижать или повышать ноту на целых одиннадцать полутонов.
С помощью этих несложных функций, возможно, создать любую мелодию, которая вам нужна. Характеристики каждого звука придают ему динамику и отличную выразительность. Любой звук может прозвучать с таким тембром, с которым вы пожелаете.
Очень интересная разновидность арпеджиатора — это модель с эффектом дилэя. Дилэй многофункционален. Он может создать копии любого вашего творения, он сохранит его, чтобы вы не могли его потерять. Он смешивает начальный звук, в том варианте, который задали вы сами и тем самым достигается отличного звука с примесями различных тембров и аккордов. Слово дилэй означает задержка. Именно поэтому в его функции входит создание долгого перемешанного звука.
Использование арпеджиатора
Использование арпеджиатора многопрофильно. Каждый музыкант может выбрать себе цель, для которой он его приобретает. Его возможности постоянно привлекают внимание различных музыкантов, занимающихся цифровой музыкой. Обновления устройства происходит постоянно и с помощью этого, несомненно, повышается его эффективность и цели использования. Множество примеров использования арпеджиатора вы можете найти сейчас в интернете. Один из ярких примеров — это существующие сегодня плагины.
Вещь вроде бы как занятная, но хорошие синтезаторы как по мне гораздо предпочтительнее. Кто-нибудь из действительно известных музыкантов вообще арпеджиатором пользуется?
Да, сейчас арпеджиаторы пользуются большой популярностью в электронной музыке. Ярким примером является группа Grimes
Эта Grimes (Грязь) такая мерзкая музыка! Деструктивная! Несущая миру грязь, зло и разрушение!
Рекламирует наркотики!
Сволочи!
И вы такое дерьмо ставите в пример.
всем добрый вечер.прочитал статью но мне так и не понятно отличие синтезатора от арпеджиатора если вам не сложно объясните пожалуйста мне разницу,заранее спасибо.
Синтезатор имеет более широкую область применения. В том числе большинство синтезаторов уже включают в себя арпеджиатор.
С помощью синтезатора можно синтезировать (накрутить) звук. А с помощью арпеджиатора можно проигрывать этот или другой звук в например акорд каждую ноту по отдельности в программиреумом тобой порядке длине нот и так далее но для этого твой трек должен быть midi или instrument
Создание арпеджио в FL Studio
Как пользоваться арпеджиатором в FL Studio для создания комплексных паттернов.
Если любимая DAW предлагает несколько муторный и рутинный процесс создания арпеджированных паттернов, то вполне возможно что настало время взглянуть на возможности FL Studio в этом вопросе. Собственно, сегодня мы поговорим о том, как быстро и просто создавать арпеджио в рабочей станции от Image Line.
В своей ежедневной работе с музыкой я привык пользоваться Logic Pro X. DAW от Apple хороша во многих рабочих вопросах, но я не пытаюсь возводить ее использование в абсолют, так как прекрасно понимаю, что любая рабочая станция имеет как свои плюсы, так и минусы. Иногда я прибегаю к помощи Image Line FL Studio, особенно в вопросе работы с арпеджио.
Чем мне нравится FL Studio, так это своей простотой. При этом, несмотря на простоту в использовании, разработку Image Line никак нельзя назвать “слабой” рабочей станцией: рабочая станция может предложить широкие возможности комплексной работы над музыкальным материалом. Особенно это справедливо по отношению к встроенным возможностям арпеджиатора.
Где найти арпеджиатор
Я собираюсь использовать инструменты Harmless. Для начала запрограммируем в Piano Roll простую последовательность аккордов (один аккорд = один такт): C, E, G, C. Как только для инструмента будет создана последовательность аккордов, необходимо нажать на иконку с изображением гаечного ключа – это откроет вкладку дополнительных функций (Miscellaneous Functions) инструмента Harmless.
Под секцией настроек уровней громкости, панорамирования и модуляции (LEVELS), имеется секция арпеджиатора (Arpeggiator). По умолчанию секция арпеджиатора деактивирована. Для ее включения необходимо кликнуть на любую из кнопок, кроме крестика, рядом с надписью ‘Arpeggiator’.
Кстати, об этих кнопках. Как можно заметить на приведенном скриншоте, каждая из кнопок обозначена треугольником-стрелкой с разным направлением. В зависимости от того, какая из кнопок будет нажата, арпеджиатор будет создавать последовательности нот в заданном направлении. Первая слева – движение нот вверх, вторая – вниз, третья – вверх и вниз, последняя – вверх и вниз в заданных пределах. Для создания арпеджио я активировал третью кнопку, задающее направление движения звуков как вверх, так и вниз.
Настройки арпеджиатора
В секции арпеджиатора имеется несколько настроек, изменение которых влияет на получаемые результаты. Первым пунктом здесь идет регулятор Time, позволяющий настроить тайминг (временные параметры) работы арпеджиатора. Вращая регулятор, можно установить определенную длительность проигрываемых в переборе нот. Так, например, положение регулятора как на картинке выше задает арпеджиатору режим воспроизведения 16-х нот.
Второй регулятор – Gate – позволяет настроить длительность звучания каждой ноты в будущем арпеджио. Поворот влево сокращает время проигрывания одной ноты, в то время как поворот вправо делает ноты “длиннее” по звуку.
Попробуем следующий вариант: установим регулятор Gate где-то на 20%, а регулятор Time повернем примерно на 1-2 часа. Включив проигрывание ранее запрограммированных аккордов, можно заметить, что звучание синтезатора вкупе с работой арпеджиатора сделало общий саунд крайне схожим с популярными звуками 1980-х годов. Такие настройки могут стать хорошим подспорьем в тех случаях, когда нужно получить синтезатор с легким налетом ретро-стилистики.
Кстати говоря, испробованные настройки будут неплохо сочетаться с Saw или Sine формами волны.
Диапазон и повторение
С правой стороны от регуляторов Time и Gate имеется еще две настройки – параметр Range и параметр Repeat.
Range позволяет указать, насколько “далеко” наверх или вниз будет уходить аккорд. К примеру, если установить значение равное 1, то цикл работы арпеджиатора будет равен одной октаве. Увеличивая числовое значение параметра Range, мы получим больший диапазон работы арпеджиатора, а максимальное значение равно шести октавам.
Что же касается параметра Repeat, то он отвечает за количество повторений каждой MIDI-ноты, создавая искусственный эффект эха. При помощи настройки количества повторений одной ноты можно добавить большей комплексности звучанию паттерна.
Слайды
Для тех, кому хочется чуть более безумных результатов, арпеджиатор может предложить функцию Slide. Активировав параметр Slide, арпеджиатор будет добавлять слайды (скольжение) между каждой нотой, используемой в паттерне.
На мой взгляд, это несколько лишний функционал, который я обычно держу выключенным. С другой стороны, вполне возможно, что слайд позволит добиться интересного звучания при использовании малых значений параметров Time и Range, то есть при не очень активной работе арпеджиатора.
Выбор аккордов
Рядом с параметром Slide можно заметить опцию выбора аккордов Chord. По умолчанию здесь установлен автоматический режим работы (Auto), то есть арпеджиатор будет использовать ноты, входящие в простые аккорды.
Открыв выпадающее меню Chord, можно удивиться огромному числу предлагаемых аккордов. Выбрав аккорд и нажав ноту на MIDI-контроллере (или запрограммировав ноты в Piano Roll), арпеджиатор будет использовать ноты, входящие в выбранный музыкантом аккорд.
К примеру, выбрав опцию Major при использовании аккордов C, E, G, арпеджиатор будет играть аккорды Cmaj, Emaj, Gmaj. В общем, здесь можно дать волю внутреннему духу экспериментатора и попробовать различные виды аккордов. Как вариант, можно попробовать воспользоваться более сложными гаммами и звукорядами наподобие Неополитанского минора и т.д.
Добавление эффектов
Напоследок, арпеджиатору не повредит секция дополнительных эффектов, в особенности таких, как дилэй, реверберация или модуляция. Попробуйте добавить один из них в целях эксперимента.
К примеру, на активированном синтезаторе, к которому мы применяли настройки арпеджиатора, добавьте эффект Fruity Delay 2, а затем настройте время срабатывания и регулятор Dry/Wet. Вполне возможно, что использование дилэя добавит арпеджиатору более плотного звучания.
Также можно воспользоваться ревербератором Fruity Convolver Reverb. Обычно я использую стандартные настройки, с которыми загружается эффект, но никто не запрещает искать свой саунд, изменяя имеющиеся параметры.
Обогатить звучание арпеджиатора можно и за счет хоруса. Воспользуйтесь плагином Fruity Chorus, чтобы добавить дополнительных модуляций звучанию за счет разных настроек параметров Delay, Depth и Stereo.
В общем, эффекты подобного рода могут не только обогатить звучание арпеджиатора, но и помочь “уложить” его лучшим образом в микс. Опять-таки, не пытайтесь применить все и сразу, а добавляйте эффекты только в том случае, если они реально необходимы.
Вместо заключения
Как видите, создание арпеджио в FL Studio – максимально простой и понятный процесс. При этом использовать арпеджиатор можно с любым встроенным FL-инструментом: достаточно нажать на кнопку с гаечным ключом, активировать арпеджиатор и начать поиски собственного звука.