Алфавитный порядок расстановки элементов
АЛФАВИТНЫЙ ПОРЯДОК РАССТАНОВКИ ЭЛЕМЕНТОВ — требует выбора и соблюдения одного из двух основных принципов:
1) «слово за словом» — по алфавиту букв первых слов расставляемых элементов (заголовков рубрик вспом. указателя, заголовков словаря и т. п.), затем по алфавиту букв вторых слов и т. д.;
2) «буква за буквой» — по алфавиту букв всех слов элементов. Напр.:
Поскольку место элемента определяется принципом расстановки, это обязывает составителя и издателя оговорить принятый принцип. Выбор же того или иного принципа определяется тем, какой из них будет проще для читательского поиска. В большинстве случаев расстановка «слово за словом» проще, так как не требует сложного побуквенного анализа многословного элемента (лишь по отд. словам, сначала первым, а при одинаковых первых — по вторым и т. д.). Но в некоторых случаях предпочтительнее расстановка «буква за буквой»:
1) когда указатель, напр., имеет правописательное значение и лучше не разводить одинаковые, но пишущиеся по-разному словосочетания (раздельно, слитно, через дефис);
2) когда в указателе, напр. географических названий, встречаются сложные названия с частями, соединенными дефисом, и однотипные, состоящие из раздельно пишущихся слов:
При ином порядке читатель будет испытывать затруднения при поиске. Он ведь может не знать принятого написания, и ему проще рассматривать все их как однословные, т. е. побуквенно, независимо от принципа написания;
3) когда в указателе имен встречаются сложные иностр. имена, начинающиеся с артиклей и частиц, пишущихся то раздельно, то слитно, то через дефис с последующей частью; в этом случае их также удобнее искать, рассматривая побуквенно, напр.:
Трудные случаи расстановки по алфавиту:
1. Заголовки с цифровыми номерами. Их место определяется следующим образом:
а) Когда такой заголовок стоит в ряду (без цифр), его ставят в то место, где он бы стоял, если бы номер был написан буквами (как слово). Напр.:
б) Когда такой заголовок стоит в ряду одинаковых, различающихся только номерами, его ставят в порядке этих номеров, поскольку по номерам искать легче: для этого не надо мысленно превращать цифры в слова и затем анализировать буквенный состав последних: Генрих I, Генрих II и т. д.
2. Заголовки, начинающиеся с цифровых обозначений. Их располагают в том месте, где они бы стояли в том случае, если бы числительное было написано буквами: III Интернационал (на месте, где стояло бы сочетание Третий Интернационал). Однако, если однотипных словосочетаний, начинающихся цифровыми номерами, много, есть смысл инверсировать слова в заголовке, чтобы сосредоточить их в одном месте, а не разбрасывать по указателю или словарю, напр.:
3. Рубрики с одинаковыми заголовками, различающимися только периодами в качестве подзаголовков. Их принято располагать по хронологии периодов:
4. Заголовки — инициальные аббревиатуры. Их принято ставить либо как обычные слова по их буквенному составу (магистр, МАЗ, метрополитен), либо при значительном их числе выделять в самостоятельный ряд, расположив в начале или конце слов, начинающихся на ту же букву, о чем желательно предупредить читателя.
5. Заголовки не на языке издания. Их при небольшом числе ставят либо в то место, где бы они стояли, если бы их транскрибировали (транслитерировали) на языке издания (девиз, de visu — де визу); либо, если число их значительно, выделяют в самостоятельные ряды (блоки) после слов на языке издания по звучанию начальной буквы; либо, наконец, дают в виде отд. указателя на иностр. языке в алфавите этого языка или на всех иностр. языках с одной графикой, напр. латиницей.
6. Заголовки — сложные слова с частями, которые соединены дефисом (черно-белые иллюстрации). Их принято рассматривать как единое слово, что существенно при порядке «слово за словом». Однако сомнение у читателя могут вызвать двойные фамилии, сложные географические названия, сочетания слов, одно из которых является приложением (вагон-ресторан, кафе-столовая), и при порядке «слово за словом» надо предупредить читателей о том, как именно рассматривает подобные слова составитель, или при обилии таких слов предпочесть порядок «буква за буквой».
7. Одинаковые заголовки. Их ставят в порядке алфавита вводимых для различия подзаголовков. Напр.:
8. Заголовки — имена с артиклями, частицами, предлогами в своем составе. См. Артикль.
Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс . Мильчин А.Э. . 2003 .
Сортировка текста
Сортировка текста (списка) в алфавитном, естественном, обратном или случайном порядке
Описание:
Используйте этот инструмент для сортировки текста (неупорядоченного списка) в алфавитном или естественном порядке. Можно сортировать по возрастанию или по убыванию. Вы также можете сортировать на основе длины/ширины символов.
Метод сортировки
Есть три способа сортировки текстовых строк с помощью этого инструмента.
Алфавитный порядок — Алфавитная сортировка является традиционным способом компьютерной сортировки текста. Все символы сравниваются по порядку, и строка, 1-ая буква которой в алфавите (А-Я) идет раньше, будет 1-ой. Это также относится к числам (0-9).
Естественный порядок — естественная сортировка считается более удобной для человека реализацией машинной сортировки по алфавиту. Не однозначные числа, такие как «10», «11», «12» и выше, рассматриваются как единое целое и упорядочиваются по значению числа. Это то, что вы должны использовать, если вы работаете с нумерованными списками.
По длине слова — вы можете отсортировать список на основе длины слова. Строки с более короткой длиной слова идут первыми в списке, а самые длинные — последними.
Основные примеры
Обратная сортировка
Использование этой опции меняет порядок текста.
Пример: Обратный порядок после сортировки по длине слова.
Как отсортировать список по убыванию
Тексты сортируются по возрастанию по умолчанию. Если вы хотите отсортировать список по убыванию (9-0 и Я-А), вы можете использовать опцию обратной сортировки по алфавиту или естественному порядку.
Как отсортировать список случайным образом
Вы можете сортировать текст в произвольном порядке, используя опцию Случайный порядок. В результате список будет сортирован рандомно.
Тема урока: «Алфавитный порядок слов».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цель урока: уметь располагать слова в алфавитном порядке.
Планируемые результаты
— систематизация знаний об алфавите русского языка;
— умение различать звуки и буквы;
— умение работать со словарем разных типов.
— овладение логическими действиями анализа, сравнения и обобщения;
— умение вести диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
— формировать положительную мотивацию к обучению;
— способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.
— формировать чувства уважения у учеников.
Основные структурные элементы урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
3. Актуализация знаний – 5 мин.
3. Сообщение темы – 5 мин
4. Изучение нового материала – 10 мин.
5. Закрепление изученного– 15мин.
6. Итог урока – 4 мин.
Оборудование: конспект, учебник, наглядность ( слова на печатной основе), магнит, дневник, карандаш, ручка, тетрадь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russ.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 1 «__» класс.
Длительность урока: 40 минут
Тема урока: «Алфавитный порядок слов».
Тип урока по структуре: изучение нового материала.
Цель урока: уметь располагать слова в алфавитном порядке.
— систематизация знаний об алфавите русского языка;
— умение различать звуки и буквы;
— умение работать со словарем разных типов.
— овладение логическими действиями анализа, сравнения и обобщения;
— умение вести диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
— формировать положительную мотивацию к обучению;
— способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.
— формировать чувства уважения у учеников.
Основные структурные элементы урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
3. Актуализация знаний – 5 мин.
3. Сообщение темы – 5 мин
4. Изучение нового материала – 10 мин.
5. Закрепление изученного– 15мин.
6. Итог урока – 4 мин.
Оборудование: конспект, учебник, наглядность ( слова на печатной основе), магнит, дневник, карандаш, ручка, тетрадь.
Здравствуйте ребята! Меня зовут Ай-кыс Сергеевна. Сегодня мы проведем с вами урок русского языка.Садитесь! Проверьте готовность к уроку, на столах должны лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
-Кто не готов, поднимите руку. Молодцы все готовы!
Встают, приветствуют, садятся.
Послушайте стихотворение, подумайте о чем говорится в этой стихотворении.
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нету!
И всё, что может видеть глаз —
Над нами и под нами —
И всё, что в памяти у нас, —
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно — давно привычно нам,
Язык — и стар и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Это стихотворение написал Александр Шибаев. Он писал стихи для детей.
-О чем это стихотворение?
-Посмотрите вокруг, видите ли вы предметы, которым вы не можете дать название?
-Каждое дерево, каждый цветок каждый предмет имеет свое название. И все эти слова можно найти в словарях русского языка.
Словарей тоже очень много: «Орфографический словарь» (словарь правописания слов);
«Толковый словарь» (словарь, объясняющий (толкующий) значения слов);
«Словарь синонимов» (это словарь, где в одной статье размещаются близкие по значению слова, создающие ряды синонимов);
«Словарь антонимов» (объясняющее соотношение слов с противоположными значениями.В этом словаре описываются антонимические пары)
— Если вам не известно слово, обращайтесь к словарям, они вас никогда не подведут.