Что такое алфавитный порядок слов

  • автор:

Алфавитный порядок расстановки элементов

АЛФАВИТНЫЙ ПОРЯДОК РАССТАНОВКИ ЭЛЕМЕНТОВ — требует выбора и соблюдения одного из двух основных принципов:

1) «слово за словом» — по алфавиту букв первых слов расставляемых элементов (заголовков рубрик вспом. указателя, заголовков словаря и т. п.), затем по алфавиту букв вторых слов и т. д.;

2) «буква за буквой» — по алфавиту букв всех слов элементов. Напр.:

Поскольку место элемента определяется принципом расстановки, это обязывает составителя и издателя оговорить принятый принцип. Выбор же того или иного принципа определяется тем, какой из них будет проще для читательского поиска. В большинстве случаев расстановка «слово за словом» проще, так как не требует сложного побуквенного анализа многословного элемента (лишь по отд. словам, сначала первым, а при одинаковых первых — по вторым и т. д.). Но в некоторых случаях предпочтительнее расстановка «буква за буквой»:

1) когда указатель, напр., имеет правописательное значение и лучше не разводить одинаковые, но пишущиеся по-разному словосочетания (раздельно, слитно, через дефис);

2) когда в указателе, напр. географических названий, встречаются сложные названия с частями, соединенными дефисом, и однотипные, состоящие из раздельно пишущихся слов:

При ином порядке читатель будет испытывать затруднения при поиске. Он ведь может не знать принятого написания, и ему проще рассматривать все их как однословные, т. е. побуквенно, независимо от принципа написания;

3) когда в указателе имен встречаются сложные иностр. имена, начинающиеся с артиклей и частиц, пишущихся то раздельно, то слитно, то через дефис с последующей частью; в этом случае их также удобнее искать, рассматривая побуквенно, напр.:

Трудные случаи расстановки по алфавиту:

1. Заголовки с цифровыми номерами. Их место определяется следующим образом:

а) Когда такой заголовок стоит в ряду (без цифр), его ставят в то место, где он бы стоял, если бы номер был написан буквами (как слово). Напр.:

б) Когда такой заголовок стоит в ряду одинаковых, различающихся только номерами, его ставят в порядке этих номеров, поскольку по номерам искать легче: для этого не надо мысленно превращать цифры в слова и затем анализировать буквенный состав последних: Генрих I, Генрих II и т. д.

2. Заголовки, начинающиеся с цифровых обозначений. Их располагают в том месте, где они бы стояли в том случае, если бы числительное было написано буквами: III Интернационал (на месте, где стояло бы сочетание Третий Интернационал). Однако, если однотипных словосочетаний, начинающихся цифровыми номерами, много, есть смысл инверсировать слова в заголовке, чтобы сосредоточить их в одном месте, а не разбрасывать по указателю или словарю, напр.:

3. Рубрики с одинаковыми заголовками, различающимися только периодами в качестве подзаголовков. Их принято располагать по хронологии периодов:

4. Заголовки — инициальные аббревиатуры. Их принято ставить либо как обычные слова по их буквенному составу (магистр, МАЗ, метрополитен), либо при значительном их числе выделять в самостоятельный ряд, расположив в начале или конце слов, начинающихся на ту же букву, о чем желательно предупредить читателя.

5. Заголовки не на языке издания. Их при небольшом числе ставят либо в то место, где бы они стояли, если бы их транскрибировали (транслитерировали) на языке издания (девиз, de visu — де визу); либо, если число их значительно, выделяют в самостоятельные ряды (блоки) после слов на языке издания по звучанию начальной буквы; либо, наконец, дают в виде отд. указателя на иностр. языке в алфавите этого языка или на всех иностр. языках с одной графикой, напр. латиницей.

6. Заголовки — сложные слова с частями, которые соединены дефисом (черно-белые иллюстрации). Их принято рассматривать как единое слово, что существенно при порядке «слово за словом». Однако сомнение у читателя могут вызвать двойные фамилии, сложные географические названия, сочетания слов, одно из которых является приложением (вагон-ресторан, кафе-столовая), и при порядке «слово за словом» надо предупредить читателей о том, как именно рассматривает подобные слова составитель, или при обилии таких слов предпочесть порядок «буква за буквой».

7. Одинаковые заголовки. Их ставят в порядке алфавита вводимых для различия подзаголовков. Напр.:

8. Заголовки — имена с артиклями, частицами, предлогами в своем составе. См. Артикль.

Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс . Мильчин А.Э. . 2003 .

Сортировка текста

Сортировка текста (списка) в алфавитном, естественном, обратном или случайном порядке

Описание:

Используйте этот инструмент для сортировки текста (неупорядоченного списка) в алфавитном или естественном порядке. Можно сортировать по возрастанию или по убыванию. Вы также можете сортировать на основе длины/ширины символов.

Метод сортировки

Есть три способа сортировки текстовых строк с помощью этого инструмента.

Алфавитный порядок — Алфавитная сортировка является традиционным способом компьютерной сортировки текста. Все символы сравниваются по порядку, и строка, 1-ая буква которой в алфавите (А-Я) идет раньше, будет 1-ой. Это также относится к числам (0-9).

Естественный порядок — естественная сортировка считается более удобной для человека реализацией машинной сортировки по алфавиту. Не однозначные числа, такие как «10», «11», «12» и выше, рассматриваются как единое целое и упорядочиваются по значению числа. Это то, что вы должны использовать, если вы работаете с нумерованными списками.

По длине слова — вы можете отсортировать список на основе длины слова. Строки с более короткой длиной слова идут первыми в списке, а самые длинные — последними.

Основные примеры

Обратная сортировка

Использование этой опции меняет порядок текста.

Пример: Обратный порядок после сортировки по длине слова.

Как отсортировать список по убыванию

Тексты сортируются по возрастанию по умолчанию. Если вы хотите отсортировать список по убыванию (9-0 и Я-А), вы можете использовать опцию обратной сортировки по алфавиту или естественному порядку.

Как отсортировать список случайным образом

Вы можете сортировать текст в произвольном порядке, используя опцию Случайный порядок. В результате список будет сортирован рандомно.

Тема урока: «Алфавитный порядок слов».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сарыглар Ай-кыс Сергеевна

Цель урока: уметь располагать слова в алфавитном порядке.

Планируемые результаты

— систематизация знаний об алфавите русского языка;

— умение различать звуки и буквы;

— умение работать со словарем разных типов.

— овладение логическими действиями анализа, сравнения и обобщения;

— умение вести диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

— формировать положительную мотивацию к обучению;

— способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

— формировать чувства уважения у учеников.

Основные структурные элементы урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

3. Актуализация знаний – 5 мин.

3. Сообщение темы – 5 мин

4. Изучение нового материала – 10 мин.

5. Закрепление изученного– 15мин.

6. Итог урока – 4 мин.

Оборудование: конспект, учебник, наглядность ( слова на печатной основе), магнит, дневник, карандаш, ручка, тетрадь.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_po_russ.docx 34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1 «__» класс.

Длительность урока: 40 минут

Тема урока: «Алфавитный порядок слов».

Тип урока по структуре: изучение нового материала.

Цель урока: уметь располагать слова в алфавитном порядке.

— систематизация знаний об алфавите русского языка;

— умение различать звуки и буквы;

— умение работать со словарем разных типов.

— овладение логическими действиями анализа, сравнения и обобщения;

— умение вести диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

— формировать положительную мотивацию к обучению;

— способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

— формировать чувства уважения у учеников.

Основные структурные элементы урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

3. Актуализация знаний – 5 мин.

3. Сообщение темы – 5 мин

4. Изучение нового материала – 10 мин.

5. Закрепление изученного– 15мин.

6. Итог урока – 4 мин.

Оборудование: конспект, учебник, наглядность ( слова на печатной основе), магнит, дневник, карандаш, ручка, тетрадь.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Ай-кыс Сергеевна. Сегодня мы проведем с вами урок русского языка.Садитесь! Проверьте готовность к уроку, на столах должны лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

-Кто не готов, поднимите руку. Молодцы все готовы!

Встают, приветствуют, садятся.

Послушайте стихотворение, подумайте о чем говорится в этой стихотворении.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных — нету!

И всё, что может видеть глаз —

Над нами и под нами —

И всё, что в памяти у нас, —

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно — давно привычно нам,

Язык — и стар и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном море — море слов —

Это стихотворение написал Александр Шибаев. Он писал стихи для детей.

-О чем это стихотворение?

-Посмотрите вокруг, видите ли вы предметы, которым вы не можете дать название?

-Каждое дерево, каждый цветок каждый предмет имеет свое название. И все эти слова можно найти в словарях русского языка.

Словарей тоже очень много: «Орфографический словарь» (словарь правописания слов);

«Толковый словарь» (словарь, объясняющий (толкующий) значения слов);

«Словарь синонимов» (это словарь, где в одной статье размещаются близкие по значению слова, создающие ряды синонимов);

«Словарь антонимов» (объясняющее соотношение слов с противоположными значениями.В этом словаре описываются антонимические пары)

— Если вам не известно слово, обращайтесь к словарям, они вас никогда не подведут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *